ГК PLAURUM: кобальт победил биткоин, платину и палладий
Почему цены на литий и кобальт останутся высокими в ближайшие несколько лет
В 2017 году на мировом рынке металлов возник новый мощный тренд. Растущий дефицит лития и кобальта вызвал стремительный скачок цен на эти металлы. С одной стороны дефицит поддерживается за счет огромного спроса на мобильные гаджеты и высоких темпов развития рынка электрокаров, с другой – за счет недостаточных объемов мировой добычи. По мнению экспертов международной группы компаний PLAURUM, этот тренд сохранится как минимум на ближайшие несколько лет: цены на кобальт и литий могут держаться на текущем уровне либо показать дальнейший серьезный рост на фоне увеличивающегося дефицита этих металлов.
Так за прошедший год котировки кобальта выросли в 3 раза, с $32 000 до $94 000 за тонну. Котировки лития увеличились вдвое, с $8 000 до $16 000.
Рост спроса на литий и кобальт генерируют производители смартфонов и прочих гаджетов, а также электромобилей. Все это работает на литий-ионных аккумуляторах, для которых помимо обычных промышленных металлов, требуются литий и кобальт. И, если для производства батареи смартфона достаточно всего 10 г. кобальта, то для аккумулятора электромобиля – в среднем около 20 кг. Причем будущим мощным драйвером роста потребления лития и кобальта считается именно производство электрокаров. По оценкам экспертов уже к 2030 году доля электромобилей в отдельных странах может составить от 15 до 50%. Лидерами в этом направлении считаются Китай и Индия. Правительство Индии заявило о полном переходе на электромобили уже к 2030 году. В Китае уже сейчас наблюдается активная динамика перехода на электрокары.
«Такими же быстрыми темпами в 2016-2017 годах росли цены на родий, иридий, рутений. Аналогичный рост мы наблюдали на относительно новом рынке криптовалют, однако здесь, в отличие от рынка металлов, цены физически ничем не подкреплены. Биткоин стал вызовом для устаревшей банковской системы, чем привлек внимание международных СМИ, а те в свою очередь донесли эту информацию до обывателей. Как итог резкий скачок цены до $20000. Однако уже в 2018 году мы наблюдаем снижение интереса к биткоину, и, как следствие, падение цены и объемов операций в нем. А банки в свою очередь получили мощный толчок к развитию направления финтеха и хороший инструмент в виде технологии блокчейна», – отметил аналитик ЕЗ ОЦМ.
Дефицит кобальта и лития на рынке связан с тем, что объемы мировой добычи отстают от роста спроса на эти металлы. Дефицит лития, ощущается не слишком остро, потому что добыча достаточно равномерно распределена между Чили, Боливией, Аргентиной, Китаем, США и Россией. Совершенно по-другому обстоит ситуация с кобальтом, 60% добычи которого приходится на Демократическую республику Конго (ДРК) – одну из самых бедных и коррумпированных стран в мире. Экономическая и политическая нестабильность, коррупция и жесточайшие условия труда (более половины кобальта добывается вручную) создают высокие риски для бизнеса.
«При этом дефицит лития и кобальта в ближайшие годы будет только расти, так как быстрорастущий спрос производителей электрокаров на кобальт продолжит значительно опережать рост добычи металла. А учитывая появившийся интерес к кобальту со стороны инвестиционных фондов, можно ожидать еще большего обострения дефицита на международном рынке», – говорит представитель ЕЗ ОЦМ.
Рост дефицита кобальта может быть сглажен за счет увеличения добычи в России и развития технологий производства литий-ионных аккумуляторов, которые предполагают замену кобальта на никель. Однако эксперты сомневаются, что эти тренды получат серьезное развитие в среднесрочной перспективе.
«Добыча кобальта в России сегодня составляет порядка 5 000 метрических тонн в год, объем запасов – около 3% от мирового. Еще в 2014 году Международный орган по морскому дну (МОМД) рассмотрел и утвердил план работы по разведке месторождений кобальтоносных корок в районе Магеллановых гор Тихого океана, поданный Министерством природных ресурсов и экологии РФ. По разным оценкам эти месторождения содержат 35-50 тыс. тонн кобальта и даже больше. Однако эскалация конфликта между США и Россией ставит крест на этих и без того труднореализуемых планах, что однозначно приведет к снижению объемов предложения на рынке кобальта, – отмечает представитель ЕЗ ОЦМ. – Кроме того, в последние годы постепенно растет доля кобальта, извлекаемого из вторичного сырья, однако без качественных изменений в процессе производства литий-ионных аккумуляторов проблема дефицита решена не будет. Конечно, производители прикладывают всевозможные усилия для усовершенствования технологии производства с целью сокращения затрат лития и кобальта, замены последнего никелем. Однако процесс этот идет медленно и до стадии выхода технологии в производство пройдет еще немало времени».
Интересно, что развитие рынка электрокаров может привести к существенному падению спроса на платину и палладий. Рост данного сегмента автомобильной промышленности поддерживается ужесточением борьбы с загрязнением окружающей среды. В связи с этим эксперты PLAURUM ожидают падения спроса на автокатализаторы для производства машин, а, следовательно, и на платину и палладий. Причем в большей степени это коснется палладия, так как за 2016-2017 годы цена на этот металл выросла более чем в два раза, что делает ее завышенной в сравнении с ценой на платину.
18 декабря 2017